Перерасчет пенсии - это изменение размера пенсии в связи с представлением новых документов, изменением обстоятельств, от которых зависит этот размер.
В соответствии с законодательством Российской Федерации существует два механизма перерасчета размера пенсии:
1. Беззаявительный – это корректировка по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В этом случае без подачи письменного заявления размер страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности подлежит корректировке с 1 августа каждого года по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
2. Заявительный - подача заявления о перерасчете размера пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту получения пенсии. Граждане могут обращаться за указанным перерасчетом в любое время после возникновения права на него без ограничения каким-либо сроком.
Без подачи письменного заявления осуществляется перерасчет в сторону увеличения размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет, а также страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности – в связи с установлением более высокой группы инвалидности. Перерасчет размера установленной пенсии в сторону уменьшения производиться без заявления пенсионера при наступлении обстоятельств, предусмотренных действующим пенсионным законодательством.
Форма заявления о перерасчете размера пенсии указана в Приложении № 6 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами от 17.12.2001 №173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации и от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Правила заполнения заявления о перерасчете размера пенсии утверждены Приложением №7 того же Административного регламента.
Бланк и образец заполнения Заявления о перерасчете размера пенсии можно скачать на официальном сайте ПФ РФ.
Литература
1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 декабря 2011 г. № 1521н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами О трудовых пенсиях в Российской Федерации и О государственном пенсионном обеспечении.
2. Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами О трудовых пенсиях в Российской Федерации и О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации
3. Официальный сайт ПФР http://www.pfrf.ru
Исковое заявление о перерасчете размера пенсии исходя из факта получения заработной платы, указанной в справке о заработной плате за период.
В Ленинский районный суд г. Омска
Истец: П. г. Омск, ул. д. кв.
Ответчик: ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ
в Ленинском административном округе г. Омска,
г. Омск, ул. Серова, 2
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о перерасчете размера пенсии
С 17.08.2009 г. мне назначена трудовая пенсия по старости в размере 3377-62 руб. При назначении пенсии размер моей средней месячной заработной платы учтен в сумме 1180-83 руб. Отношение моей средней месячной зарплаты к средней месячной зарплате в стране составило 0,790 (максимальное отношение составляет 1,2).
Данный размер пенсии мне установлен, поскольку, по мнению Пенсионного фонда РФ, отсутствуют сведения о заработной плате за 60 месяцев подряд за период с марта 1979 г. по 23 апреля 1985 г. исходя из которого я просила произвести расчет размера пенсии.
В период с 17.10.1977 по 23.04.1985г. я работала во Втором тресте столовых, что подтверждается записями в трудовой книжке, справкой работодателя. Размер моей заработной платы в период с марта 1979г. по февраль 1981 г. подтверждается справкой о заработной плате от 20 октября 2009г. Документы по начислению заработной платы 2-го треста столовых с марта 1981г. по 23.04.1985г. не сохранились, в архив не сдавались, что подтверждается архивными справками от 11.03.2010г. И от 12.03.2010г.
Однако, в июне 2010г. мной было подано заявление о перерасчете размера пенсии и сдан партийный билет №. от. октября 1979г. в Управление Пенсионного фонда РФ по ЛАО г. Омска для исчисления пенсии исходя из заработка за период с марта 1979г. по апрель 1985г.
Исчисление размера пенсии исходя из заработка в указанный период позволило бы применить коэффициент отношения среднемесячной заработной платы работника к среднемесячной заработной плате по стране 1,2, что приведет к увеличению размера пенсии.
Решением ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском АО г. Омска от 28.06.2010г. мне отказано в уточнении пенсионного капитала в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30.3 ФЗ № 173 &ldquoО трудовых пенсиях в РФ&rdquo, в зачете заработной платы по партийному билету № 17700666 от 08.10.1979г. так как в соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии . утвержденным Постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. № 16/19па, данный период должен подтверждаться справками работодателя либо государственными органами на основании первичных бухгалтерских документов.
Считаю отказ ответчика в перерасчете размера пенсии необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определённых законом случаях и размерах.
В силу ч.2 ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ О трудовых пенсиях, расчётный размер пенсии определяется для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет с учётом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд, на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В связи с объективными обстоятельствами я не имею возможности предоставить справки о размере получаемой мной заработной платы за все 60 месяцев подряд.
К документам, косвенно подтверждающим фактический заработок работника могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки, которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Согласно справке о заработной плате за период с марта 1979г. по февраль 1981 г. сведениям о заработной плате по партийному билету за период с марта 1981г. по февраль 1984г. мой средний заработок составляет 173,33 руб. Средняя заработная плата по стране за этот период составляет 178,48 руб. Коэффициент отношения моего среднего заработка к среднему заработку по стране должно составлять не менее 0,97, а не 0,790 как расчитано ответчиком при назначении пенсии.
Таким образом, пенсия, исчисленная исходя из заработка, указанного в справке о заработной плате за период с марта 1979г. по февраль 1981 г. а также указанного в партийном билете за период с марта 1981г. по 23.04.1985г. является наиболее выгодной для меня. Отказ в перерасчете пенсии является фактом, ухудшающим мое положение как пенсионера.
В соответствии со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств.
Совместное письмо Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.11.2001г. которым предусмотрено, что на основании косвенных документов подтверждать заработок работника можно только в случаях утраты первичных документов в результате наводнений, землетрясений, ураганов, не является нормативно-правовым актом и носит рекомендательный характер.
Согласно п. 1 ст. 20 ФЗ &ldquoО трудовых пенсиях в РФ&rdquo, перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. Следовательно, перерасчет размера моей пенсии должен быть произведен с июля 2010г.
На основании изложенного, прошу суд:
обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии П. с 01.07.2010г. исходя из факта получения в 1979-1985 годах заработной платы, указанной в справке о заработной плате за период с марта 1979г. по февраль 1981 г. а также указанной в партийном билете за период с марта 1981г. по 23.04.1985г.
Приложение:
1. Копии искового заявления
2. Копия партийного билета КПСС
3. Копия пенсионного удостоверения
4. Копия решения ГУ-УПФ РФ по ЛАО г. Омска от 28.06.2010г.
5. Копия архивной справки от 11.03.2010г.
7. Копия трудовой книжки
8. Копия справки о работе МУП &ldquoКоммерция&rdquo от 20.10.2009г.
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о перерасчете пенсии
Ответчик: Военный комиссариат г. Москвы,
103629, г. Москва, ул. Никольская, д. 23
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о перерасчете пенсии
1 октября 1986 г. имея 43 года выслуги в Вооруженных Силах СССР, я был
уволен со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на
службе. Перед увольнением военно-врачебная комиссия установила у меня
заболевания, полученные в период прохождения военной службы, снижающие
уровень моего здоровья.
За время прохождения службы я более пятнадцати лет прослужил в районах
Крайнего Севера (г. Мурманск-140 Мурманской области и полуостров Камчатка).
Считая, что по действующему законодательству я имею право на получение
пенсии с учетом районного коэффициента за службу в районах Крайнего Севера,
в сентябре 2000 г. я обратился в Военный комиссариат г. Москвы с заявлением
о перерасчете моей пенсии и выплате недоплаченных ранее сумм. Однако мое
заявление было оставлено без удовлетворения и указано со ссылкой на Закон РФ от
12 февраля 1993 г. № 4468-1 О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воен-
ную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной
службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей,
что поскольку пенсия после увольнения мне была назначена в г. Москве без
учета районного коэффициента, а применение коэффициента при исчислении
пенсии предусматривается только пенсионерам из числа военнослужащих,
непосредственно перед увольнением проходивших службу в районах Крайнего
Севера, где им была назначена пенсия с учетом соответствующего коэффициента,
то оснований для перерасчета пенсии не имеется (ответ Военного комиссариата
г. Москвы от 27 сентября 2000 г. № аг 264860/2).
В соответствии со ст. 48 Закона РФ О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной
противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной
системы, и их семей, на которую ссылается ответчик в обоснование отказа
в перерасчете пенсии, лицам, проживающим в местностях, где к заработной
плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, пенсии
начисляются с применением соответствующего коэффициента. Данные надбавки
сохраняются и при выезде из этих районов на новое постоянное место жительства
для тех пенсионеров, которые прослужили в районах Крайнего Севера не менее
15 лет.
В соответствии со ст. 31 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 О госу-
дарственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, лицам,
проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, пенсия
назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной
плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией. Пенсии,
назначенные до вступления настоящего закона в силу, подлежат пересмотру в
соответствии с настоящей статьей. В силу ст. 1 указанного закона его действие
распространяется в том числе и на военнослужащих, уволенных по возрасту.
Таким образом, отказ Военного комиссариата г. Москвы в перерасчете пенсии
неправомерен и незаконен. Такая позиция не соответствует Конституции РФ,
согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и
гражданина независимо от места жительства (ст. 19 Конституции РФ), каждому
В настоящее время мне выплачивается пенсия в размере 1 тыс.
2. Взыскать с ответчика в мою пользу разницу между подлежащей выплате
пенсии с учетом районного коэффициента и фактически выплаченной пенсией за
период с 1 марта 1993 г. по день вынесения решения суда.
3. Взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда
Образец искового заявления о перерасчёте пенсии в связи с 25% повышением оклада
Ленинградский районный суд
г. Калининград, ул. А. Невского, 29
_________________________
Ответчик: военный комиссариат
Калининградской области
236029 Калининград,
ул. Озерная, 29
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
(о понуждении произвести перерасчет пенсии за период
с 1 января 1995 года
по 28 февраля 1998 года)
Я,__________________, являюсь пенсионером Министерства обороны РФ с _____________ года. Постановлением Правительства РФ №1349 от 07.12.1994 г. “О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных сил РФ, внутренних войск и органов внутренних дел” министру обороны РФ было предоставлено право увеличить военнослужащим должностные оклады на 25%, и это право он реализовал приказом №20 от 10.01.1995 г. которым были повышены на 25% должностные оклады военнослужащим с 1 января 1995 года. Военным пенсионерам пенсия не повышалась, чем были нарушены статьи 43, 49, 55, 58 Федерального закона РФ №4468-1 от 12.02.1993 г. “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу”. Указанные статьи определяют, что при повышении военнослужащим должностного оклада, входящего им в денежное довольствие, одновременно производится перерасчет пенсий с учетом повышения должностных окладов лицам, ранее уволенным в запас или отставку и получившим право на получение пенсии от министерства обороны. При этом сумма пенсии, не полученная своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Аналогичный порядок перерасчета пенсий определен постановлением Правительства РФ №941 от 22.09.1993 г. и приказом МО РФ №350 от 08.10.1994 г.
Из этого следует, что еще до выхода постановления Правительства №1349 от 07.12.1994 г. и приказа МО РФ №20 от 10.01.1995 г. постановление Правительства №941 от 22.09.1993 г. и приказ МО РФ №350 от 08.10.1994 г. были действующими и остаются ими по настоящее время.
Доводы о том, что 25% повышение должностных окладов с 01.01.1995 г. согласно “Инструкции о порядке выплаты военнослужащим ВС РФ окладов по воинским должностям с увеличением на 25% за службу, надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и премии”, установленных постановлением №1349 от 07.12.1994 г. относится к разряду оплат только действующим военнослужащим и не входит в их денежное довольствие (учитываемое при исчислении пенсии), - не соответствуют действительности, исходя из требований вышеприведенных правовых актов, и независимо от того, по какому документу (ведомости) выплачивалось 25% повышение должностного оклада.
Неправомерность этих доводов в части их квалификации и трактовки увеличения должностных окладов на 25%, как доплат к этим окладам, проистекает из самого постановления №1349 от 07.12.1994 г. и приказа МО РФ №20 от 10.01.1995 г. где прямо указано, что на 25% повышаются именно должностные оклады военнослужащих и других лиц, а не надбавки. Более того, этими же Постановлением и приказами МО РФ действительно, кроме увеличения на 25% окладов по воинским должностям - были введены альтернативные непостоянные индивидуальные надбавки:
- ежемесячные надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере до 50% оклада по воинской должности
- премирование военнослужащих в размере до 3-х окладов денежного содержания в год (оклад по должности плюс за звания)
- материальная помощь в размере 2-х окладов месячного денежного содержания в год.
Да, в соответствии с требованием ст. 43 Закона РФ №4468-1 от 12.02.1993 г. эти надбавки не входят в денежное довольствие, из которого назначается пенсия. Вышеуказанные надбавки устанавливаются соответствующими командирами и начальниками подчиненным строго индивидуально, и размер их может меняться в течение года в зависимости от служебного вклада военнослужащего.
Повышение же окладов произведено путем их увеличения на единую для всех военнослужащих величину - 25%, которая не может быть изменена никем из воинских командиров и начальников, что в корне отличает это увеличение от прочих надбавок.
Верховным Судом РФ в бюллетене №5 за май 2000 г. на стр. 19 по этому вопросу дана консультация-разъяснение, что в случае увеличения оклада по воинской должности на 25% за службу в ВС РФ, данное увеличение становится составной частью оклада и должно учитываться при исчислении пенсии.
Повышение должностных окладов военнослужащим на 25% с 01.01.1995 г. нашло свое полное идентичное подтверждение в приказе МО РФ №61 от 04.02.1998 г. изданном во исполнение такого же постановления Правительства РФ №1349 от 07.12.1994 г. Пунктом 5 приказа МО РФ №61 от 04.02.1998 г. предписано обеспечить перерасчет пенсий пенсионерам в соответствии с абзацем “б” пункта 14 постановления Правительства РФ №941 от 22.09.1993 г.
Но военный комиссариат Калининградской области в соответствии с пенсионным законодательством РФ обязан был в безусловном порядке произвести перерасчет пенсии с 1 января 1995 года, так как отсутствие в приказе МО №20 от 10.01.1995 г. порядка урегулирования вопросов выплаты пенсии, чем были нарушены требования Закона РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей” и приказа МО РФ №350 от 08.10.1994 г. не может являться основанием для отказа в выплате соответствующих надбавок к пенсии пенсионерам Министерства обороны РФ.
С 01.03.1998 г. пенсия военным пенсионерам была увеличена с учетом повышения на 25% должностных окладов, но сумму недополученной пенсии за период с 1 января 1995 года по 1 марта 1998 года мне не выплатили.
В соответствии ст.ст. 2, 3, 8, 12, 13, 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского Кодекса РФ, несвоевременный перерасчет и недополученная сумма пенсии за период с 01.01.1995 г. по 01.03.1998 г. нарушают мои имущественные права (с учетом потери материальной выгоды по действующим с 01.01.1995 г. по настоящее время процентным банковским ставкам) и наносит мне материальный ущерб.
В соответствии с требованиями ГК РФ, убытки должны быть возмещены мне в полном объеме, включая снижение покупательной способности недополученных сумм пенсии в результате инфляции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 19, 24, 37, 45, 46, 53 Конституции РФ ст.ст. 49 п. “б”, 58 Закона РФ №4468-1 ст. 11, 208 ГПК РФ пунктом 14 п.п. “б” постановления правительства №941 от 22 сентября 1993 года ст.ст. 15, 1064 и 1082 ГК РФ, прошу суд:
1. Обязать военный комиссариат Калининградской области, в соответствии со статьей 49 п. “б” Закона РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 года, произвести перерасчет моей пенсии за период с 1 января 1995 года по 1 марта 1998 года, исходя из должностного оклада, увеличенного на 25% с 1 января 1995 года для должности моей категории военнослужащих.
2. Обязать военный комиссариат Калининградской области, в соответствии со ст. 58 Федерального закона №4468-1 от 12 февраля 1993 года, выплатить суммы недополученной мною пенсии с учетом индексации потребительских цен с 01.01.1995 г. по 01.03.1998 г. возместив при этом причиненные мне убытки, в соответствии со ст.ст. 15, 1064 и 1082 ГК РФ.
3. Истребовать в военном комиссариате Калининградской области для обеспечения доказательства моих требований:
- мое личное дело
- расчет моей пенсии по всем ее составляющим за период с 1 декабря 1994 года по 31 марта 1998 года
- приказ МО РФ №20 от 10 января 1995 года
- приказ МО РФ №61 от 4 февраля 1998 года
- приказ МО РФ №350 от 08.10.1994 г.
4. Прошу освободить от уплаты госпошлины, в соответствии с п.п. 5 п. 2 ст. 333.36 главы 25.3 НК РФ “Государственная пошлина”.
5. Прошу рассмотреть дело в мое отсутствие.
Приложение: 1. Копия искового заявления, один экз.
__________/подпись/_______/
“____”_______________2005 г.
Образец искового заявления о перерасчёте пенсии в связи с 25% повышением оклада. Формат Word
ПЕРЕРАСЧЕТ ПЕНСИИ РАБОТАЮЩИМ ПЕНСИОНЕРАМ
ВНИМАНИЕ! В связи с изданием ВАСУ письма от 19.07.2011 года № 1049/11/13-11 практика судов всех инстанций относительно перерасчета пенсий кардинально изменилась.
Данные образцы исков утратили свою актуальность и носят исключительно информационный характер.
Адміністративний позов про перерахунок пенсії працюючого пенсіонера
Право на перерасчет пенсии работ ающим пенсионерам закреплено ч. 4 ст. 42 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенс ионном страховании» от 07.03.2007 года № 1058- IV. Реализация этого права сегодня имеет определенные трудности в результате многочисленных изменений законодательства. Фактически, провести перерасчет пенсии на основании норм закона в настоящее время возможно лишь в судебном порядке путем принятия судебного решения о признании незаконными действий органов Пенсионного фонда Украины и об обязательстве произвести перерасчет пенсии.
Однако на практике органы ПФУ нарушают эту норму, продолжая проводить перерасчет пенсии по показателю заработной платы в среднем на одно застрахованное лицо за 2007 год. Такая практика является следствием письма Министерства труда и социальной политики от 11 марта 2009 года №20/0/118-091039 и Пенсионного фонда Украины от 11 марта 2009 года №4096/02-01. Эти документы прямо противоречат закону и не должны применяться в работе органов ПФУ.
Чтобы восстановить нарушенное право Вам необходимо:
1.Подать заявление в территориальный орган ПФУ, в котором Вы находитесь на пенсионном учете, о перерасчете пенсии на основании ч. 4 ст. 42 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», указав при этом вид перерасчета – по стажу или по стажу и заработной плате (перерасчет по стажу выгоден пенсионерам, чья заработная плата после назначения пенсии была невысокой, а перерасчет пенсии по стажу и заработной плате выгоден пенсионерам, чья зарплата после назначения пенсии - высокая).